animateMainmenucolor
activeMenucolor

Открыть ООО или ИП? Как это сделать?

Открыть ООО или ИП? Инструкция для начинающих предпринимателей.

комментарии от генерального директора ООО Юридический Центр "ВАШЕ ПРАВО" Шаймухаметова Руслана Мунировича

Как открыть ООО (юридическое лицо)? С чего начать?

К кому обратиться за помощью? Как не получить отказ ИФНС при открытии нового субъекта предпринимательской деятельности? Во всех тонкостях процесса создания нового бизнеса разбиралась редакция издания Business16.

Создать собственный бизнес – это не так просто. Корреспондент Business16 решил сам перевоплотиться в тех, у кого уже есть идеи о создании бизнеса, и осталось лишь зарегистрировать фирму. Пройти через все инстанции и постучаться во все двери. Преодолеть все трудности и узнать, как их можно обойти.

Какой способ выбрать: действовать самостоятельно или прибегнуть к помощи специалистов? Решать будущему предпринимателю.
Также для начала стоит определиться с видом и целью своего бизнес-проекта. Это поможет в решении некоторых вопросов во время регистрации.

Необходимо помнить, что есть виды деятельности, попадающие под лицензирование. Они установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Разрешение необходимо получить, если ваш бизнес связан с эксплуатацией авиационной техники, взрыво- и химически опасных производственных объектов, экспертизой промышленной или пожарной безопасности, организацией азартных игр в букмекерских конторах и другими видами деятельности.

Если лицензия не понадобится, пора приступать к подготовке оформления документов для регистрации.

Определиться с организационно-правовой формой бизнеса: ИП, ООО.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ у начинающего бизнесмена есть возможность зарегистрировать кроме ООО или ЗАО еще 12 различных форм юр. лица, а также ИП. Однако эти три формы регистрации наиболее распространенные.

Чтобы выбрать правовую форму регистрации, нужно определить и описать цель создания бизнеса.

Особенности ООО:

  • Входит не более 50 участников.
  • Обязателен Устав ООО.
  • Минимальный капитал: 10000 рублей.
  • Участники несут ответственность в размере внесенных ими вкладов.
  • Уголовную ответственность несет директор или главный бухгалтер. Административную ответственность несёт само общество и должностные лица.
  • Деятельность - в любом месте.

Особенности ИП:

  • Входит только физлицо, зарегистрировавшееся в качестве ИП.
  • Учредительных документов нет.
  • Минимального капитала нет.
  • ИП отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Лично несет административную и уголовную ответственность.
  • Деятельность - по месту прописки.

Форма ЗАО не сильно отличается от регистрации и особенностей ООО.

Открытие бизнеса. С чего начать?

Сбор документов для открытия ООО.

Если вы все же решили зарегистрировать юридическое лицо, то следующая инструкция для вас.

ШАГ 1.

Открытие ООО - процесс несколько более сложный, нежели открытие ИП. Необходимо определиться с названием фирмы, юридическим адресом, размером уставного капитала (минимум 10000 рублей) и составить сам Устав ООО в двух экземплярах.

Кроме того, в ИФНС понадобится протокол или договор решения о создании юр. лица, протокол общего собрания или решение единственного учредителя в одном экземпляре, а также учредительные документы юр. лица в двух экземплярах. Для этого заранее стоит собрать все сведения об участниках: их количество, паспортные данные, порядок распределения долей и паспортные данные самого директора ООО.

ШАГ 2.

Для ООО заявление о государственной регистрации юр. лица в ИФНС заполняется по форме Р11001. Оно должно быть подписано всеми учредителями. Подписи заявителей должны быть нотариально заверены.

ШАГ 3.

Сумма госпошлины уже составит 4000 рублей. Оплачивается она там же - в Сбербанке.

Выбор кода ОКВЭД и заполнение заявления о переходе на выбранную систему налогообложения осуществляются на тех же условиях, что и для ИП.

Документы первой необходимости готовы: квитанция об уплате госпошлины, Устав, протокол или договор решения о создании юр. лица, протокол общего собрания или решение единственного учредителя, учредительные документы в двух экземплярах, заявление о переходе на нужную систему налогообложения, а также нотариально заверенное заявление о регистрации юридического лица.

Сбор документов для регистрации ИП.

Итак, из всех перечисленных форм регистрации вы выбрали ИП. Что же нужно сделать, чтобы начать предпринимательскую деятельность?

ШАГ 1

Необходимо заполнить заявление «о регистрации физического лица в качестве Индивидуального Предпринимателя» по форме №Р21001. Самую последнюю актуальную версию заявления можно найти в интернете. В бланке, помимо личных данных, нужно будет указать код вида деятельности (ОКВЭД), которую вы собираетесь осуществлять. Осуществить выбор подходящего кода можно самостоятельно с помощью действующего официального справочника ОКВЭД.

Помимо этого есть еще много нюансов, которые надо учесть. Например, бланк надо заполнять одним определенным шрифтом и т.д., иначе в налоговой ваше заявление не примут, и вам придется его переписывать заново. Либо, чтобы не тратить свое время, вы можете прибегнуть к услугам юриста. В подобных компаниях отлично знают, где и какой документ нужен. За 1200 рублей (в среднем по городу) специалисты заполнят все нужные документы. Но подробнее на этом мы остановимся позже.

Отметим, что при личной подаче документов  заверять свою подпись у нотариуса не надо.

ШАГ 2.

Заранее определитесь с подходящей системой налогообложения и сразу заполните заявление о переходе. Представители МСБ, особенно начинающие, чаще выбирают упрощенную систему налогообложения (УСНО) (форма № 26.2-1).

Немного подробнее о системе налогообложения. УСНО позволяет платить меньше налогов и вести более простую отчетность. Чем и отличается от основной системы налогообложения (ОСНО). Есть два варианта налогообложения в УСНО - 6% (с доходов) и 15% (с «доходы минус расходы»). Выбор предприниматель делает сам.

6% от любых поступлений выбирают те, чья деятельность связана со сферой услуг, и расходы меньше доходов. Или из суммы доходов вычитается сумма расходов, и оплачивается от получившейся цифры 15% налогов. Это приемлемо, например, для тех, кто занимается торговлей. Все доходы должны быть обязательно зафиксированы в документах.

По закону заявление о переходе на выбранную систему налогообложения можно подать в течение 30-ти дней со дня регистрации. Однако во избежание задержек, которые караются штрафом, лучше предоставить это заявление вместе с остальными документами при регистрации в налоговой.

ШАГ 3.

Необходимо заплатить госпошлину в размере 800 рублей за открытие ИП в кассе любого отделения Сбербанка. Именно в нем, так как другие банки этот платеж не примут. Заполнить квитанцию для оплаты госпошлины можно бесплатно с помощью официального сервиса ФНС РФ.

Наконец, документы первой необходимости готовы. Это квитанция об уплате госпошлины, заявления о регистрации физического лица и о переходе на нужную систему налогообложения.

Пора направиться в налоговую

В здании налоговой инспекции есть информационные стенды с образцами всех документов и реквизитами, поэтому перед сдачей стоит сверить правильность заполнения всех заявлений. Если все верно – вперед, к окошку регистрации.

Регистрирующееся в качестве ИП физическое лицо должно обращаться в налоговый орган по месту прописки, предъявив:

  1. Подписанное заявление о гос. регистрации физ. лица в качестве ИП по форме Р21001;
  2. Копию паспорта (с данными о прописке);
  3. Оригинал паспорта;
  4. ИНН;
  5. Оригинал квитанции об оплате госпошлины;

Для оформления регистрации ООО в ИФНС сдается:

  1. Заявление о гос. регистрации юр. лица, подписанное всеми учредителями, по форме Р11001. Подписи заявителей должны быть нотариально удостоверены. В заявлении указывается код ОКВЭД;
  2. Решение единственного учредителя ООО о его открытии или Протокол общего собрания участников об открытии ООО;
  3. Учредительные документы юр. лица в двух экземплярах - Устав ООО и договор о создании ООО, если учредителей несколько;
  4. Оригинал квитанции об оплате госпошлины;

Перечисленные документы обязательны по закону для предоставления в налоговую инспекцию.

Чтобы не тратить время на повторный визит в налоговую, лучше сразу запросить выписку. Ее у вас могут потребовать в банке для открытия расчетного счета. Отметим, что для получения выписки в налоговой придется отсчитать 200 рублей. Готова она будет через неделю. Если вы не желаете ждать, то вам надо будет оплатить 400 рублей. Документ будет готов в течение дня. Но есть и бесплатный вариант - так его нам обозначили в налоговой. Выписку можно скачать через личный кабинет на сайте nalog.ru. Но! Для этого нужна электронная цифровая подпись, стоимость которой составляет свыше 4000 рублей. Выбор за предпринимателем. Отметим только то, что она (электронная подпись) может понадобиться в дальнейшем.

Сотрудник ИФНС после получения документов выдает вам расписку в получении и сообщает сроки их оформления. Согласно действующему законодательству, регистрация осуществляется в течение 5 рабочих дней.

Получаем документы о регистрации

Настал тот долгожданный день, когда почти все документы фирмы готовы. Осталось только их получить. При этом при себе необходимо иметь паспорт и расписку, которую вам вручал сотрудник налоговой.

Физ. лицу, которое зарегистрировалось в качестве ИП, выдадут:

  1. Лист записи о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Юр. лицу, зарегистрировавшемуся в качестве ООО, выдадут:

  1. Свидетельство ИНН/КПП с присвоенным номером налогоплательщика;
  2. Устав ООО, заверенный печатью регистрирующего органа;
  3. Лист записи о первоначальной регистрации юридического лица.

На этом процесс государственной регистрации ИП и ООО в налоговой закончен.

И на этом еще не все

Расчетный счет. Для ООО он обязателен, так как все имущество принадлежит юр. лицу, а все расчеты с ИФНС производятся только с расчетного счета.

В случае с ИП все принадлежит одному гражданину, который может использовать для деятельности личный счет физ. лица. При розничной торговле счет в банке может понадобиться только для работы с поставщиками. При намерении работать без использования безналичных расчетов этот пункт не обязателен. А ИП налоги можно оплачивать от своего имени в Сбербанке.

Для открытия расчетного счета нужно обратиться в банк. Выбирать организацию можно по своему усмотрению. У каждого банка к заявителю свои требования. Могут потребоваться и данные о вашей кредитной истории. Но в любой финансовой организации с вас обязательно потребуют выписку из налоговой, о которой мы говорили выше.

Об открытии расчетного счета в течение 7 рабочих дней необходимо сообщить в ИФНС, ПФР и ФСС по месту регистрации ООО, иначе это повлечет за собой штрафы на большие суммы.

Юридические услуги

Изготовление печати в среднем по городу обходится в 800 рублей. Специалисту понадобятся номер ваших ИНН и ОГРН, поэтому печать изготавливается после получения документов с налоговой. Большинство крупных юридических компаний предлагают свои услуги по открытию бизнеса в виде цельных пакетов, которые включают в себя подготовку всех необходимых документов, их отправку в ИФНС и получение, а иногда еще открытие счета и изготовление печати.

Добавим, что количество входящих в пакет услуг зависит от его стоимости. В среднем по Набережным Челнам полный набор стоит 4000-7000 рублей. Стандартный, включающий оформление документации и консультацию, обойдется начинающему бизнесмену в 1000-1500 рублей.

Итак, обратившись к юристам, вы получаете возможность избежать ошибок.

- Прежде чем открывать бизнес, стоит посоветоваться с юристом и бухгалтером. Первый обеспечит правильность составления документации, второй – выбор подходящего вида налогообложения, - рассказывает генеральный директор юридического центра «Ваше право» Руслан Шаймухаметов.

Часто встречается и такое, что открыв предприятие, не посоветовавшись с бухгалтером, бизнесмен попадает под проверки и штрафы. Р. Шаймухаметов видит в этом главную мотивацию для консультаций.

Как показывает практика, при использовании онлайн-программ, которые предлагают сервис по открытию бизнеса, ошибки встречаются довольно часто. Руслан Мунирович остановился именно на этой проблеме, так как онлайн-система сейчас становится популярной.

- Сами по себе программы недоработаны. И машина не посоветует, как поступить в том или ином случае. Поэтому преимущество юриста состоит в том, что у него есть опыт. Машина не сможет в нужный Вам момент что-то подсказать, - говорит он.

Кроме того, при испытании онлайн-программ в Нижнем Новгороде были выявлены существенные ошибки в их работе. Вследствие чего госпошлину и услуги нотариуса приходилось оплачивать снова.

- Конечно же, предприниматель получает отказ на открытие в ИФНС. Теряются время, деньги и нервы, - замечает Р. Шаймухаметов.

Что сегодня актуально?

Связавшись с представителями разных юридических фирм в Набережных Челнах, мы пришли к выводу, что ООО сегодня явно превосходит ИП по частоте создания.

- Я рекомендую всем открывать ООО, так как ответственность по ИП вы несете личным имуществом. Также все зависит от того, каким видом деятельности вы будете заниматься, - советует специалист по открытию бизнеса одной из юридических компаний города.

У директора «Ваше право» иная аргументация в пользу ООО.

- По некоторым видам экономической деятельности и налоговой нагрузке вести ИП очень сложно. Независимо от того, есть доход или нет, ежегодно в ПФР вы отчисляете проценты, которые для некоторых ИП довольно ощутимы, - комментирует Шаймухаметов.

И на десерт, совет от юриста:

- Работать, работать, работать - с утра до вечера. Бизнес не приемлет другого отношения. Если человек болеет за свое дело – оно будет процветать.

Мы в социальных сетях

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика